Путь 12, путь Бет

Майкл Грир

Буква пути: bet.png (Дом).

Божественное имя: ALHIM TzBAVTH, Элохим Цебаот.

Астрологическое соответствие: Меркурий.

Аркан Таро: I («Маг»).

Эзотерический титул: Маг Силы.

Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Двенадцатый путь именуется Разумом Прозрачности, ибо это — тот род Величия, который называют тайновидческим; это место, из которого исходит созерцание тех, кто является в видениях».

Мифологический принцип: Сотворение Мира.

Явления и разновидности опыта: образы сотворения мира и возникновения форм из бесформенной пустоты; видения прошлого, настоящего и будущего; видение Адама Кадмона.

Сущности: многоликие или меняющие свой облик существа; Адам Кадмон.

Магический образ: арка ярко-желтого цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Бет. На двери, обрамленной этой аркой, изображен I аркан Таро.

Цвета:

— в мире Ацилут: желтый

— в мире Брия: пурпурный

— в мире Йецира: серый

— в мире Асия: темно-синий, испещренный фиолетовым.

Те трое путей, которые ведут непосредственно в Кетер, первую сефиру, — самые трудные для освоения из всех путей Древа Жизни. Как связи между неопределимым единством, с одной стороны, и тремя основными, первичными выражениями этого единства — с другой, они настолько абстрактны и универсальны, что передать их суть даже через символические соответствия почти невозможно.

С серьезными затруднениями мы столкнулись даже на пути Гимел, несмотря на то, что он спускается до самой середины Древа Жизни, соединяя единство Кетер с его отражением в индивидууме. А на путях Бет и Алеф трудности возрастают многократно. Это два наивысших пути Древа, связывающие единство с двумя его противоположными ипостасями — Силой и Формой, действием и восприятием. Они описывают процессы, протекающие внутри Горней триады, и вычленить их суть и качества из общей символики этой троицы нелегко.

Вероятно, стоит отметить, что со схожими сложностями сопряжена другая пара путей, расположенная ниже на Древе. И из Кетер, и из Тиферет исходит по два пути, направленных по диагонали вниз, и это — единственные две точки на Древе, напрямую соединенные с нижними сферами боковых столпов. Параллели между двумя этими парами путей определяются не только их расположением: между путями Айин и Бет прослеживаются определенные символические связи, равно как и между путями Нун и Алеф.

Однако налицо и существенные различия. Обе пары путей символизируют расширение уравновешенной силы и ее распределение по двум полюсам. На уровне Тиферет это грозит нарушением равновесия, но в пределах Горней триады такой опасности не возникает, и это отличие отражено в символике верхней пары путей. Вместо устрашающих образов Смерти и Дьявола символика путей Бет и Алеф предлагает образы двух наивысших ступеней магического Достижения.

Первый из символов 12-го пути — самый общий и самый абстрактный. Этому пути соответствует буква Бет, что значит «дом». В эзотерике слово «дом» находит очень широкое применение; так, например, путь Хет носит эзотерический титул «Разум Дома Влияния». «Дом» может означать и вместилище, и контекст, и окружение, и сферу влияния; как образ, подразумевающий восприимчивость, он связан с Биной и с первой Хе в составе Тетраграмматона. В качестве символа 12-го пути «дом» подразумевает, что на этом пути формируется восприимчивая ипостась единства — Бина, которая послужит контекстом для проявления активной ипостаси, Хокмы.

В древних каббалистических трактатах буква Бет предстает как особо важный символ. Каббалисты, толковавшие Библию, достаточно рано подметили, что первое слово книги Бытия — BRAShITh, «Берешит», «в начале», — начинается с буквы Бет. Следовательно, эта буква должна содержать в себе сущность всего процесса творения, тогда как буква Алеф, предшествующая ей в алфавите, должна символизировать то, что было до сотворения мира. Вообще говоря, побуквенному анализу слов в магической каббале не уделяется особого внимания, но данный конкретный пример приводится в магических книгах снова и снова и хорошо соотносится с остальными символами 12-го пути: как мы увидим, этот путь тесно связан с идеей творящей силы.

Следующие четыре символа пути Бет имеют более узкое значение: они относятся к одному из частных аспектов соединения Силы с Формой, а не ко всему этому союзу в целом. И божественное имя, и астрологическое соответствие 12-го пути связаны с восьмой сефирой, Ход. Как низшая сфера Столпа Формы Ход представляет самое полное проявление моделей, предзаданных путем Бет — и единственное из этих проявлений, расположенное ниже Завесы, в мире обыденного сознания. Кроме того (и здесь это самое главное), сфера Ход, согласно традиции, управляет магическим искусством.

Может показаться странным, что символика магии связывается с путем Бет, при том что Хокма, занимающая столь важное место в работе мага, располагается по другую сторону Древа. Однако в пределах Горней триады четких различий нет и все противоположности с легкостью сливаются воедино. Поскольку три высшие сферы по сути своей едины, в любое взаимодействие между любыми двумя из них неизбежно вовлекается и третья, так что в отношениях между Кетер и Биной, определяемых 12-м путем, роль Хокмы благополучно исполняет сам этот путь.

Итак, значительная часть символики этого пути связана со второй сефирой, и яркий тому пример — его соответствие в системе Таро. В ранних колодах I аркан носил название «Фокусник» или «Жонглер»; на этой карте изображался человек в костюме скомороха, стоящий за столом, на котором располагались различные диковинные и, как правило, не поддающиеся опознанию предметы. В более поздних колодах карта получила название «Маг», стол превратился в алтарь, предметы на столе — в орудия мага (жезл, чашу, меч и пентакль), а место фокусника занял маг в церемониальном облачении. Оба эти образа предполагают связь с сефирой Ход, поскольку бог Меркурий покровительствует как истинным магам, так и шарлатанам. Но, в то же время, оба образа связаны с древними мифологическими концепциями творящей силы. Некоторые из древнейших богов-создателей— маги-трикстеры, творящие мир при помощи тех или иных хитроумных уловок. Кроме того, власть Мага над четырьмя магическими орудиями намекает на нисхождение силы от Хокмы в четверичное царство Хесед.

Эзотерический титул 12-го пути основан на той же символике. Путь Бет именуется «Магом Силы», и это — третий из трех Магов на Древе. Взаимодействие между тремя путями, носящими титул Мага, заслуживает особого внимания: им определяются отношения между человеческим «я» и первозданными силами творения на высочайших уровнях магического Достижения. Это взаимодействие связано с Хокмой и Хесед, а также с отношениями между Руахом, Даат и Нешамой.

С точки зрения Руаха, вершина магического пути наиболее отчетливо проявлена на пути Йод, эзотерический титул которого — «Маг Голоса Света, Пророк Богов». Здесь маг представляется как глашатай и толкователь трансцендентных сил; он пришел в гармонию с творящими силами вселенной и занял подобающее место в танце энергий, порождающем мир человеческого опыта, но сознательное «я» мага участвует во всем этом лишь как инструмент. С точки зрения Даат, центра, расположенного между Руахом и Нешамой, наивысшую роль мага выражает путь Вав — «Маг Вечных Богов». Здесь силы творения действуют через посредство мага, который воплощает силы вечности в проявленных сферах. И, наконец, с точки зрения вечной части человеческого «я», наиболее точным образом мага служит путь Бет — «Маг Силы». Здесь маг придает высшей реальности высшую форму посредством высшей силы, а понятия «внешнего» и «внутреннего» в рамках единства Горней триады теряют всякий смысл.

В этой символике представлено одно из самых важных последствий перехода через Бездну. Как сознание, отраженное в Даат, растворяется в безграничном сознании Нешамы, так и способность к действию, отраженная в Даат, сливается с безграничной силой Хокмы. Оба эти изменения смещают, так сказать, центр тяжести человеческого «я» из Руаха в трехчастную Нешаму. Руах, обычно воспринимающий себя господином и повелителем, передает бразды правления высшему аспекту «я», а восприятие и деятельность этого высшего аспекта не ограничены пределами пространства и времени, и под его руководством Руаху нередко приходится действовать в гармонии с такими силами, которых он не может ни воспринять, ни понять. Именно поэтому на уровне Руаха маг подобен пророку, служащему некой высшей силе; на уровне Даат — жрецу, который воплощает эту высшую силу в себе; и только на уровне Хии он становится истинным магом — Высшей Волей как таковой.

В приложении к «Сефер Йецира» перед нами предстает еще более узкий аспект символики этого пути. 12-й путь называется здесь «Разумом Прозрачности» и «тем родом Величия, который называют тайновидческим» — и связывается с опытом созерцания видений.

При всей своей кажущейся загадочности это описание достаточно ясно указывает на один из элементов Древа, тесно связанный с путем Бет. «Величие» — это перевод слова «гедула», одного из названий сефиры Хесед. (И в этом заключается еще одна косвенная связь с Ход: напомним, что в описании восьмой сефиры корнем Ход именуются «тайные убежища Гедулы».) Таким образом, выражение «тот род Величия» можно было бы без особого ущерба для смысла заменить словами «тот аспект Хесед». Аспект Хесед, который здесь подразумевается, связан с сефирой Тиферет посредством 20-го пути — пути Пророка, так что ассоциация с визионерскими способностями здесь вполне уместна. Как сфера макрокосма и вместилище изобильной силы Хесед побуждает к расширению сознания, к раскрытию тех областей восприятия, которые в обычном состоянии для человека закрыты. А это — бесценный дар для мага: Хокма дает ему силу, но только благодаря Хесед он обретает ту широту восприятия, которая позволяет использовать эту силу правильно. Обратим внимание, что в описании пути Йод упоминается Хокма — точно так же, как в описании пути Бет содержится отсылка к Хесед. Таким образом, два эти пути, расположенные на Древе параллельно друг другу, движутся параллельными курсами и в более широком контексте.

И в заключение следует сказать несколько слов еще об одном соответствии 12-го пути — о той сущности, которая связана с этим путем и нередко встречается тем, кто с ним работает. Два пути, расположенные под 12-м, связаны с двумя вариантами единого мифологического образа — Утонувшим Великаном и Спящим Королем. За ними стоит третий образ, превосходящий их величием и, вероятно, более древний: Адам Кадмон, Первочеловек. Первозданные существа, возникшие на заре времен и послужившие материалом для сотворения мира, встречаются в мифах многих народов. Примеры тому — индийский Праджапати, зороастрийский Гайомарт и скандинавский Имир; искаженный вариантом того же образа обнаруживается в вавилонском мифе о Тиамат, чудовищной богине Великой Пучины. Эта модель, как уже говорилось в главе 4, — не что иное, как отражение человеческого сознания в мире единства, и на ее основе развивается понимание того факта, что мы воспринимаем вселенную по образу и подобию того, чем являемся или можем стать мы сами. По самому большому счету, это понимание и есть высший род взаимодействия между формой и единством.