Путь 13, путь Гимел

Майкл Грир

Буква пути: gimel.png (Верблюд).

Божественное имя: ShDI AL ChI, Шаддаи Эль Хаи.

Астрологическое соответствие: Луна.

Аркан Таро: II («Верховная Жрица»).

Эзотерический титул: Жрица Серебряной Звезды.

Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Тринадцатый путь именуется Объединяющим Разумом, а назван он так потому, что он — сама суть славы; здесь обретает полноту истина всех духов».

Мифологический принцип: нисхождение божества.

Явления и разновидности опыта: безмолвие; пустота; образы Бездны.

Сущности: ангелы; безмолвные жрецы и жрицы; фигуры в масках.

Магический образ: арка синего цвета с замковым камнем в виде ослепительно-белой буквы Гимел. На двери, обрамленной этой аркой, изображен II аркан Таро.

Цвета:

— в мире Ацилут: синий

— в мире Брия: серебряный

— в мире Йецира: холодный бледно-голубой

— в мире Асия: серебряный, пронизанный небесно-голубым.

При переходе через Бездну, как и при раскрытии Завесы, естественный порядок восхождения по путям нарушается, и это усугубляет прочие затруднения, с которыми мы можем столкнуться на этом уровне. А затруднения эти и сами по себе серьезны. Достигая плана горних сефирот, маг-каббалист вступает в миры, где противоположности сливаются в тождество, а лучшим изложением фактов становятся парадоксы. Человеческое сознание не может подняться выше Хесед, даже если разовьет все свои потенциальные возможности до предела. Поэтому пути и сферы, лежащие выше Бездны, не просто неизведанны, но и в самом буквальном смысле слова непознаваемы.

Но, с другой стороны, у этих путей и сфер тоже есть имена, символы и традиционные толкования; они занимают важное место не только в теории, но и в практике каббалы. Отчасти, возможно, это объясняется тем, что значительная часть магической работы ведется не с Древом как таковым, а с его отражением в Йесод или какой-либо другой из нижних сфер. Но только отчасти. Руах действительно заканчивается на уровне Хесед, но Руах — это не самая высокая из частей человеческой души. Над ним есть еще Нешама — отражение горней триады в человеке; и то, что для Руаха — непостижимая чужая земля, то для Нешамы, высшей части души, — родной дом.

Таким образом, человек, несмотря на все свои ограничения, все же способен постичь уровни реальности, пребывающие выше Бездны. Соприкасаясь с более высокими уровнями человеческой души, Руах может воспринимать от них некоторые образы и понятия, улавливая отблески горних сфер. Так же, как и на уровне раскрытия Завесы, эти смутные впечатления постепенно проясняются, понимание углубляется и, наконец, между двумя аспектами человеческой души — Руахом и Нешамой — устанавливается тесная связь.

К сферам высшей триады снизу ведут пять путей: 18-й, 17-й, 16-й, 15-й и 13-й. Здесь, как и на этапе преодоления Завесы, выбор пути для продвижения — это не просто вопрос удобства. Но поскольку горние сферы сущностно едины, последствия этого выбора отличаются от тех, с которыми сталкивается маг на уровне Завесы. К искомой цели приводит каждый из пяти перечисленных путей. Однако на каждом из них это происходит по-разному и влечет за собой разные результаты.

Один из этих пяти путей — тринадцатый — стоит особняком по двум причинам. Во-первых, это единственный путь, ведущий через Бездну по Срединному столпу и утверждающий равновесие в верхней части Древа. А во-вторых, это единственный путь, проходящий через Даат — точку соприкосновения высшего и низшего миров, сокрытую в сердце Бездны. О Даат мы поговорим подробнее в отдельном разделе, а здесь достаточно сказать, что эта «ложная сефира» открывает магу совершенно особый способ перехода через Бездну — способ, принципиально отличный от способов продвижения по путям.

Итак, первое путешествие в сферы единства маг-каббалист совершает по 13-му пути — пути Гимел. Подобно тому, как восхождение от Малкут начинается с пути Тав, а преодоление Завесы — с пути Самех, так и первый переход через Бездну совершается по Срединному столпу. Здесь, как и всей остальной нашей работе, первым и главным условием остается равновесие.

Буква 13-го пути — Гимел, что значит «верблюд». Это соответствие восходит к старинной метафоре, в которой Бездна уподобляется огромной безводной пустыне. Мало кто способен выжить в пустыне, и человек, идущий пешком, обречен в ней на гибель. Но пересечь пустыню на спине верблюда вполне возможно. С одной стороны, эта символика указывает на то, что путь через Бездну необходимо выбирать осторожно и тщательно. С другой — на то, что сила, необходимая для такого путешествия, обретается вовсе не в сфере нашего сознательного «я». Не седок, а верблюд преодолевает шаг за шагом океан раскаленных песков.

Следующие два символа — божественное имя и астрологическое соответствие — иллюстрируют ту же идею и, кроме того, подают еще один, наивысший на Древе, пример того, насколько сложны и многогранны связи между путями и сферами. Божественное имя 13-го пути — Шаддаи Эль Хаи, а астрологический символ — Луна. Оба эти символа связаны с девятой сферой, Йесод, расположенной непосредственно под Тиферет, тогда как 13-й путь ведет от Тиферет вверх. Путь вверх и путь вниз отражают друг друга, как в зеркале.

Это соответствие не только поясняет вышеизложенную идею, но и переносит ее в сферу практического приложения. Работа мага, преодолевающего Завесу, по сути своей сводится к тому, чтобы проснуться, осознать неосознанное, положить в основу своих действий не рефлексы, а знания и сознательный выбор. Но здесь, на краю Бездны, задача меняется на противоположную. Маг должен научиться полагаться на то, чего он не знает и не может осознавать и знать; научиться действовать в гармонии с силами, которых он не понимает.

Соответствие этого пути в системе Таро развивает ту же мысль в другом направлении, а, кроме того, служит полезным напоминанием о том, что каббалистическая традиция не остается неизменной. В современных колодах Таро на карте II аркана, «Верховной Жрицы», обычно изображается женщина под покрывалом, сидящая между двумя колоннами — черной и белой. Ее одеяние и головной убор украшены лунными символами, а на коленях она нередко держит развернутый свиток или раскрытую книгу. Смысл всей этой символики очевиден: колонны обозначают столпы Древа Жизни — Столп Суровости и Столп Милосердия, между которыми проходит 13-й путь; лунные символы указывают на связь с Луной и Йесод; книга или свиток символизируют знание и могут быть истолкованы как указание на Даат; покрывало же олицетворяет таинство горней триады. В целом, карта Верховной Жрицы удачно суммирует все вышеописанные символы, но этим ее значение не исчерпывается.

При всей своей кажущейся прямолинейности II аркан скрывает в себе некую тайну. И эта тайна связана не столько с его символикой, сколько с историей, потому что изначально на карте II аркана изображалась другая фигура — Папесса. Предание связывает ее с легендарной средневековой папессой Иоанной. Согласно легенде, эта женщина полюбила монаха и, переодевшись мужчиной, получила возможность жить с ним в одном монастыре. При этом она изображала набожность так убедительно, что в конце концов ее избрали папой. Обман раскрылся лишь тогда, когда в ходе папской процессии у «папы» внезапно начались роды.

В некоторых отношениях папесса Иоанна — столь же удачный символ пути Гимел, как и современная версия II аркана. Смысл этого образа прост, но исключительно важен: «Не судите по внешности!» За церемониальными облачениями и регалиями власти иногда скрывается нечто совершенно неожиданное. И на пути Гимел дело зачастую обстоит именно так.

Эзотерический титул «Жрица Серебряной Звезды» связан с той же системой образов, что и современная карта Верховной Жрицы, но, вдобавок, указывает на один важнейших традиционных символов 13-го пути. Эту «Серебряную Звезду» называют также «Звездой на Востоке». В некоторых орденах, работающих в русле западной магической традиции, и в организациях, испытавших ее влияние (таких, например, как масонские братства), изображение этой звезды помещают на восточной стене ложи. Она символизирует главный духовный опыт 13-го пути. В магической работе, которая ведется на уровне Тиферет, иногда случаются внезапные приливы силы или озарения, нисходящие в Руах из Нешамы. Этот опыт, символически изображаемый (а иногда и воспринимаемый) как свет, знаменует собою первый шаг на пути через Бездну — подобно тому как «трепет Завесы» знаменует начало восхождения к сфере Тиферет.

В описании из приложения к «Сефер Йецира» все эти идеи встраиваются в подобающий контекст. Вероятно, из всех описаний путей этот — самый недвусмысленный: все, что необходимо сказать, здесь проговаривается настолько ясно и отчетливо, насколько это позволяет сама природа этого пути.

Путь Гимел именуется здесь Объединяющим Разумом. Тиферет, как было сказано выше, — это сфера индивидуального бытия в его простейшей, изначальной форме, тогда как Кетер — это сфера абсолютного единства. Следовательно, путь от шестой сефиры к первой — это путь от разделенности к единству, от частного ко всеобщему. Этот процесс объединения — «сама суть славы» (где под «славой», как обычно, понимается Кетер), поскольку и первая сефира, и 13-й путь олицетворяют, по большому счету, одно и то же — возвращение многого к единому. В этом процессе, в свою очередь, «обретает полноту истина всех духов» — поскольку границы, отделяющие «духов» друг от друга, в действительности иллюзорны: они существуют лишь постольку, поскольку каждый «дух» есть отражение единства и самодостаточности Кетер.

Стоит отметить, что путь к этой «полноте истины» начинается в Тиферет, а не в какой-либо из более высоких сфер. Тиферет — единственная сфера ниже Бездны, связанная с Кетер напрямую; она отражает в себе Кетер, превращая каждую отдельную сущность в зеркало единства первой сефиры. И, в то же время, Тиферет — это самая высокая точка Древа, в которой отдельные «духи» еще могут существовать как отдельные, а не как аспекты единого целого. Таким образом, каждая сущность восходит к шестой сефире в поисках истины, а сама эта сефира, в свою очередь, воспринимает нисходящие энергии единства, которые воплощают эту истину в жизнь.

С последним обстоятельством связан мифологический принцип пути Гимел — «нисхождение божества». 13-й путь порождает легенды о богах и богинях, посещающих человеческий мир; и, подобно папессе Иоанне, эти божества обычно приходят к нам под масками. Их функция — в том, чтобы открывать людям сокровенную истину, и истина эта (по причинам, которые мы рассмотрим ниже) зачастую связана с тайнами жизни и смерти.

Перевод © Анна Блейз, 2013