РУНЫ: ПРИРОДА РИТУАЛА (вера, таинство, душа, либидо)
В лживом искусстве заклинания духов выделяется предполагаемая действенность заклинаний, молитв и церемониальных действий, взятых в единстве. Но в Магии она проявляется только через вещи или тривиальные, или отвратительные, ибо очевидно, что для достижения высшей цели лучше прибегнуть к помощи традиционных религиозных обрядов. Если молитвы действенны, то возможности Магии уступают традиционному способу обращения к высшим силам, который предлагает лучший путь получения даров –
истинных, великих и нетленных.
Артур Э. Уэйт
Важно не понимание, важно переживание.
Эрнест Цветков
Человечество всё время своего существования сопровождает ритуалами. Так было, есть и будет до конца. Ритуал пронизывает наше существование в быту и обиходе. Например, рукопожатие – мы совершаем его автоматически в надлежащих ситуациях, совершенно не задумываясь о том сокровенном смысле, которое оно имеет.
Существуют ритуалы иного порядка, присущие, главным образом, религиозным культам. «За фасадом любого разумно организованного явления скрывается изнасилованная разумом природа, в мстительном ожидании подкарауливающая момент, когда не выдержит препятствующее ей ограждение, и, сминая все на своем пути, она ринется в данный сознанию мир. С незапамятных, древнейших времен человек знал об этой опасности, таящейся в его душе, поэтому обычаи религиозного, мистического характера нужны ему для того, чтобы уберечь себя от нее или устранить нанесенный его психике ущерб. Страдающему человеку всегда помогают не его собственные выдумки, а надчеловеческая, предстоящая ему в виде откровения истина, которая и избавляет его» (К.Г. Юнг).
Эти обряды не механистичны, они совершаются с четким осознанием не столько их жизненной необходимости, сколько с чувством нисходящей благодати. Это качественно иной уровень, где они уже не просто ритуалы, но таинства.
Что отличает их друг от друга? Во-первых, антураж: ситуация разворачивается в необычной обстановке, где все окружающее проникнуто трепетом благоговения и страхом Господним. Во-вторых, таинства носят уже не полубессознательный характер, напротив – они активно переживаются верующими. Именно за этими переживаниями люди и приходят в храмы. Эмоциональное соучастие происходящему является связующим звеном между паствой и служителями культа. Более того, оно есть цель всякого таинства. Что бы ни говорилось, таинства и высшие ритуалы совершаются не ради Бога и не для его жрецов, а только для тех, кто стоит у иконы со свечей в руке, или сидит на молитвенном коврике, или поет зикры. Будь то крещение или отпевание – эмоционально тяжелые ситуации, - главный в них не крещаемый и далеко не усопший: ритуалы предназначаются только для живой человеческой души. Почему дети кричат и плачут во время крещения? Почему родня покойного божится, что постарается впредь избегать подобных тягостных церемоний, которым никто не рад? Потому что им всем не по себе. В душах их – не то страх, не то смятение. Они потрясены и объясняют свое замешательство любыми причинами. Священник, весь в черном, бородач, с ярким огнем в глазах; гнетущая обстановка, где все происходит по своим необычным законам, и каждый ощущает себя грешником… Человек ищет причины обуявшего его беспокойства вовне, и ему кажется, что удалось найти ответ. Тем не менее, он не прав. Буря чувств происходит изнутри. Ее источник – не поп и не ладан, они только средства. Источник – душа индивидуальности, которая в ответ на происходящие вокруг действа вдруг начинает генерировать нечто новое, доселе неведомое. Некая тайна, что прежде была за семью печатями, становится обнажена, и её духовная сила ничем более не ограничена. Это неявленный процесс, который почти всегда остается за рамками сознательного восприятия, носящий такой характер не потому что ощущения мимолетны, а представления иллюзорны, а оттого, что человек не знает, что воспринимать и на что направить свои ощущения, где сфокусировать себя, чтобы узреть печати души своей снятыми. Но результат гарантирован, если таинство не обошло человека стороной, когда он пришел в него не по повинности – отстраненно и равнодушно, а сопереживал ему и покинул место действия со смятенной душой, в непокое – с драматическим или же с радостным чувством. И тогда в его душе (психике) совершается чудо алхимии, ради которого скрещиваются над алтарем ниспадающие лучи света, курится ладан, трещат свечи, бьют в колокола, льется пение, протяжно вибрирует голос священника.
Ритуал приходит к людям в ответственные моменты их жизни – при рождении, сочетании браком, отпущении грехов, похоронах… Таинство сопровождает душу в эти судьбоносные минуты. Почему так заведено? Зачем при наступлении ключевых, переломных событий Традиция заповедала нам искать таинства? Из предрассудков? Из страха? Из фанатизма? Из лицемерия? Нет, нет и нет! Только для нашего же роста, позитивных изменений, расцвета, гармонии, целостности. Ибо расщепление души – зло, целостность – благо.
Душа тождественна психике. В этом – точка соприкосновения религии и глубинной психологии. Недра нашей души – бесценный кладезь силы. В момент духовного и чувственного отражения таинства и сопричастия ему в душе словно открываются запертые прежде двери, и через них приходят новые влияния, вырывается нечто доселе скрытое. Нечто таинственной энергетической природы расширяет порог чувствительности, интуиции, повышает пределы выносливости, наделяет новыми возможностями и силами к свершениям, переменам и развитию в гармонии с высшими устремлениями, восстанавливает внутренний гомеостаз, регулирует красоту и потенциальный целостный характер индивидуальности. Как писал К.Г. Юнг, «Оно [либидо] скатывается в глубину бессознательного и оживляет там то, что прежде дремало. Оно раскрывает спрятанный клад, из которого во всякое время творило человечество и из которого оно воздвигало своих богов и демонов, а также все те сильнейшие и могущественнейшие идеи, без которых человек перестал бы быть человеком». В нашей душе - тысячи печатей, которые еще не сняты, и тысячи болей, шаблонов, которые еще не успокоены, не преодолены. Они препятствует чувству полноценной творческой работы в жизни и быту, волнующей, полной побед и прозрений духовной дороге к Высшей цели. Каждый ритуал снимает несколько печатей, делая человека иным с каждым разом. Необходимости в переменах достанет до конца жизни, и благотворному резерву никогда не суждено исчерпать себя, разве что с концом бренной жизни, за порогом которой – новое бытие и новые резервы. Мы все пленяемся манящим очарованием тайны. Собственная наша душа полна тайн и они готовы открыться навстречу ищущей руке, словно цветок – животворному прикосновению лучей солнца. «То обстоятельство, что из темного царства души выступает некое неизвестное начало, не являющееся Я, а потому находящееся по ту сторону всех исходящих от Я произвольных желаний, оказывает огромное облегчающее воздействие. Снова открывается доступ к истокам жизни души… Нередко эта самостоятельная деятельность души развивается настолько, что человек начинает слышать в себе какой-то внутренний голос или различать какие-то картины, в которых на первый план выступает истинный праопыт духа… Религиозно настроенный человек сказал бы: Бог взял руководство в свои руки…(К.Г. Юнг).
Конечно, такую мистерию духа порождают не только крещение и отпевание. Само собой разумеется, другие обряды также полны скрытого призыва к недрам души человеческой. И уж естественно, преображающей силой наполнены не только христианские таинства. В противном случае, не шла бы речь о какой-либо Традиции. Свое воздействие на психику оказывают любые обряды – магометанские, суфийские, зороастрийские, буддийские, синтоистские, - лишь бы они не были односторонними манипуляциями служителя культа, а имели обратную связь верующего, реакцию не отторжения и принужденности, но активного эмоционального соучастия. Этому основополагающему принципу подчинены как мистерии древнего мира – орфические, элевсинские и т.д., - так и современные: обряды мировых религий и сект, тайных и открытых эзотерических организаций вроде того же «Золотого рассвета», неоязыческих ковенов, шаманических и рунических групп, даже ритуалы так называемых сатанинских церквей.
Таким образом, ключом к мистерии является вера. Без веры невозможно никакое эмоциональное соучастие в акте таинства, исключая, пожалуй, любопытство. Но поскольку последнее не тождественно даже интересу, так как не обладает его глубиной и постоянством, то не приходится говорить о его пользе – слишком уж слабо притязает на необходимую концентрацию чувств. Лишь не подвергнутая интеллектуальному вмешательству вера способна до такой степени обогатить внутренний мир человека, что он обретает огромное преимущество перед неверующим. Данное преимущество проявляет себя как ключ к закрытой двери, ведущей в мир обновления, магии и подъема. Неудивительно, что человек, живущий с верой в сердце, стоит гораздо ближе к Богу, чем любой иной субъект, ибо человека от Бога отделяют несколько порталов (Perth), ритуал отворяет их, а ключ к замку или пароль для стражей дается только верой дается только верой. Верой в Божество, в высшие силы, в природу, в чудо – в то, что превышает понимание человека, верой в некий образ, смутно представляемый как Начало, Источник, Дух, Бытие, Любовь, Красота – образ нетленный и бесконечный в пространстве и времени, рожденный в нашей душе величием мироздания, веяниями судьбы и подчиненным им мистическим сознанием.