ГОДИ
К слову о...
Тут уже многократно упоминаются некие годи.
Не все возможно имеют полное представление о том кто это такие.
Поскольку определение "жрец", как и "магнат" - далеко неполное.
Итак, сперва немного научных комментариев:
"Goði (от goð, божество, слово употреблялось только во множественном числе) — предводитель, сочетавший функции главы местного тинга (судебного собрания) и жреца, осуществлявшего жертвоприношения языческим богам — асам.
Сфера влияния годи — годорд (goðorð) — не представляла собой территориально очерченного округа и строилась на личной основе: рядовые свободные хуторяне, бонды (bœndr), искали покровительства и помощи влиятельных людей и признавали их верховенство, независимо от места жительства.
Они были þingmenn, участниками местного тинга, возглавляемого годи.
Бонд сохранял право расторгнуть отношения верности со своим годи и искать себе другого предводителя. Годи были лидерами местного населения. Их голос был решающим как на местных тингах, так и на общеисландском народном собрании — альтинге, на котором они составляли орган, принимавший законодательные постановления (lögretta).
Влияние годи было наиболее весомым в судебных делах.
Достоинство годи было, как правило, наследственным, но могло отчуждаться и переходить к другим уважаемым семьям. В течение Х в., когда территория Исландии была разделена на четыре «четверти», всего насчитывалось 36 (затем 39) годордов. В последующий период число их увеличилось до 50.
Общественное и политическое могущество годи не только не убавилось после принятия христианства около 1000 г., но еще более возросло, со временем некоторые наиболее влиятельные предводители сконцентрировали в своих руках управление несколькими годордами
( http://norse.ulver.com/articles/gurevic … #_ftnref11 )
Материалы родовых саг показывают, что всякий знатный человек - хёвдинг ли или просто бонд экстраординарного почёта, но как правило всё же аристократ - мог воздвигнуть капище и объявить о своей округе, которую он отныне контролировал. С этой поры к нему съезжались люди, нуждавшиеся в покровительстве - или шли дружить местные хёвдинги, готовые признать его старшинство.
Таким образом это не было наследственной властью над территорией - хотя титул чаще всего потом передавался по наследству - но элементом геополитики и самоутверждения.
На континенте годи нередко назначались местными ярлами - из своего числа. Но на чужбине ситуация повторялась - видный человек являл себя миру и мир признавал его покровительство.
Что это давало?
Поддержка. В случае военных действий годи мог расчитывать на народное ополчение - и на хёвдингов с дружинами. Своя же личная охрана у него могла быть невелика.
Богатство - нередко поболе чем у конунга!
Это не преувеличение - ведь все окрестные хутора и поседения сносили свои ценности и приношения богам в годорд. И годи разумеется получал от своих небесных патронов право пользоваться этими богатствами.
Особенно ярко это иллюстрировал похоронный обряд.
Фёдор Андрощук в монографии "слов*яни та нормани Подесення" приводит убедительные доводы в пользу того, что в роскошном погребении Чёрная Могила под Черниговом лежит именно поднепровский годи из варяжской элиты. Могила же - под стать княжеской - но ни один летописный князь там похоронен быть не мог! Равно как и летописные правители стран Скандии.
Статус и уважение -
Вот тут можно привести яркий пример статуса годи в плане уголовного права. Нижеприведённый пример разумеется не был эталоном! Обычно от годи требовалось быть этичным, мудрым и миролюбивым - "комбат-батяня, батяня-комбат". Но статус нередко был сильнее личности...