Северная магия
Магическая практика Севера весьма своеобразна. Она во многом кардинально расходится с привычной эзотерикам вавилоно-египетской традицией призывов демонов и магических печатей.
Глубокие корни уходят в традиционные трансовые практики древности – то, что в историческое время развилось в Северной Евразии в феномен шаманизма. Именно в этой связи термин «шаманизм» иногда употребляют в контексте древних практик кельтов, германцев, скифов и даже народов средиземноморья (см. монографию М. Элиадэ «Шаманизм: Архаические техники экстаза»).
В этой связи мы расскажем о «Сейде» – искусстве Фрейи и ванов.
«Гальдр» – более новое знание. Но именно его следует связывать со становлением социальности, поскольку эту науку вкупе с графическими знаками (рунами) изучала германская знать с римского времени и до эпохи викингов (те же эрили-герулы). С этой мудростью увязывают таких небесных покровителей как Один, Хеймдалль и Улль.
Конкретно шаманизм предполагает деление на несколько «небес», несколько групп демонов которые по разному воздействуют на несколько типов души у человека. Именно умение расщепить собственную душу отличает шамана. Ту её часть, что отвечает за общение с духами, он посылает в виде эдакого наездника на животных и даже духах; она же вступает с сущностями Мира Иного в договор о непричинении вреда, о выздоровлении от недуга и прочее.
Наскальные рисунки подтверждают, что нойды у лопарей-саамов имеют общие корни с шаманами Сибири и Приуралья. Занятно, что уже в древнейших письменных источниках скандинавов именно саамы именуются наиболее зловещими и могущественными колдунами. Впрочем, их соседи-финны тоже наделены изрядным демонизмом.
Второй тип шаманских практик предполагает обратные отношения с Миром Иным – колдун предоставляет собственное тело как «ездовое животное», как транспорт для представителя Мира Иного. Так происходит камлание. Этот медиумизм практикуется при гаданиях, некромантических практиках, при поминовении божеств и так далее.
И вот как раз упоминаемый в сагах сейд славится прежде всего вот этим.
Отсюда способность управлять погодой, умение вселиться в зверя, наслать болезнь.
Как пишет в своём исследовании В. Трошин,
«Анализ текстов «Саги об Одде Стреле»(«Oervar-Odds Saga»), «Саги о Хрольфе»(«Hrolfs Saga Kraka»), «Саги об Эйрике Рыжем» («Eiriks Saga Raudha»), свидетельствует, что пророческий аспект техник Сейда, осуществляемый вёльвами - Сейдконами значительно отличался от предвидения провидиц - Спакон и пророков-Тулов.
Дело в том, что природа магических практик Сейда и Гальдра совершенно различного происхождения и основана на отличных друг от друга техниках. То, что Асы и Ваны, Фрейя, Один и Тор, практически все боги Скандинавского пантеона в различной степени владели этим умением, еще ничего не означает».
Вот как описана «наука Одина» у Снорри сына Стурлы («Сага об Инглингах»).
Рассказывают как правду, что когда Один и с ним дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил.
Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен.
Когда он сидел со своими друзьями, он был так прекрасен и великолепен с виду, что у всех веселился дух. Но в бою он казался своим недругам ужасным. И все потому, что он владел искусством менять свое обличие как хотел.
[Это искусство скорее не из разряда магии заклятий, но оборотничество и лицедейство.
Обоими превосходно владел Локки. Кое-какой толк в этом знали Улль и Хеймдалль].
Он также владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных Странах.
[Здесь и ниже искусство риторики и поэтики плавно соединяется с Магией Слова. Собственно Гальдр – «песнь, заклятье, чары»]
Один мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.
[Это уже боевая магия. Воины развивали в себе выхождение в изменённое состояние сознания, а их вождь приучался особой «мантрой» активировать в битве это их И.С.З.
Насчёт того, помогали ли им в этом мухоморы – вопрос пока спорный. В остальном заговорённые люди и неуязвимые берсерки встречаются на страницах даже самых правдивых саг]
Один мог менять свое обличье.
Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам или по делам других людей.
[Здесь оборотничество без лицедейства
Причём, оборотничество скорее шаманского толка. Через транс]
Он мог также словом потушить огонь или утишить море, или повернуть ветер в любую сторону, если хотел, и у него был корабль — он назывался Скидбладнир, — на котором он переплывал через большие моря и который можно было свернуть, как платок.
[Управление погодой – стандартный набор северного колдуна]
Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными. Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных.
[Вот некромантия]
Отредактировано Vitoria (2013-04-02 21:42:08)