Тужилки по Масленице
Тужилки по Масленице ("тужуть по масленой", "малая масленица") - продолжение масленичного гулянья или проявление отдельных его элементов на первой неделе Великого Поста, чаще в Чистый понедельник, иногда в субботу или воскресенье, осмыслявшегося как сожаление, горевание об ушедшей Масленице, окончательное размежевание с ней и очищение после ее греховного разгула в начале поста.
В Курской губ. в понедельник первой недели пекли "туженники" или "тужики" - небольшие хлебцы из гречневой или пшеничной муки, из остатков "блинного" теста. Поясняя их название, крестьяне говорили, что при наступлении поста они "тужуть по масленой" и в память о ней пекут хлебцы. В этот же день во многих местах Курской губ. устраивались кулачные бои.
Во многих южнорусских губерниях они были отличительной чертой первой недели поста, при этом им придавалось очистительное значение. Так, в Вятской губ. их называли "выколачивать лепешки". Часто наряду с кулачными боями в городах устраивались первые весенние гусиные, петушиные и собачьи бои, они могли быть приурочены как к понедельнику, так и к воскресенью (см. Великий Пост).
В Касимовском у. Рязанской губ. в понедельник девочки, девушки и женщины продолжали кататься с ледяных гор. Скатывались они обязательно на донцах - основании прялок или гребней, это должно было способствовать росту льна и проса, которые должны были стать "долгими" и "чистыми". В Рузском у. Московской губ. подобное катание на донцах происходило в субботу первой недели и связывалось с празднованием так называемой "малой масленицы". При этом девушки, скатывавшиеся на донцах, чтобы лен был долгим, старались прокатиться как можно дальше, потому что верили, которая из них дальше укатится, у той и лен уродится длиннее. В этот же день обязательно пекли постные блины.
Обычно в Чистый понедельник масленичные развлечения разрешались только до мытья в бане, после которого уже считались грехом, но в некоторых местах Вятской губ. катание с гор на санках и на лошадях между деревнями продолжалось и после бани, при этом лошадей празднично украшали и даже вешали на них лапти и одевали штаны.
Элементы масленичного ряженья были особенностью провождения первого постного понедельника и в Кромский у. Орловской губ. На салазки сажали мужика или мальчика с поддельной бородой, которому давали в руки донце, гребень и намычку и заставляли прясть. Бабы и мальчишки возили его по всей деревне и пели: "Масленица - кургузка,
Без тебя нам жить груска:
Сыр, масла полизала,
Нам дурам ни сказала..."
(Добровольский В.Н. 1902. С. 207)
В середине 19 в. в некоторых провинциальных городах в Чистый понедельник также с песнями происходило окончательное прощание с масленицей. Рано утром мальчишки, вооруженные ухватами, помелами и сковородниками, шли от дома к дому и кричали: "Мы масленицу прокатали, святы вечеры проиграли, мы рождественский пост пропряли. Свет наша масленица, дорогая! Где ты ночь ночевала? Под кустом на дорожке. Ехали скоморошки, вырезали по прутичку, сделали по гудочку, и вы, гудушки, не гудите,а вы масленицу не будите" (Терещенко. 1848. Ч. VII. С. 548)
Во многих местах в субботу первой недели устраивались молодежные гулянья с угощением постными блинами. Часто в этот день собирались только девушки и женщины с работой, при которой пение песен и веселье считалось грехом. В Вятской губ. существовала иная традиция: девушек из окрестных деревень подруги звали на гуляние в свою деревню уже через два дня после начала Великого Поста, они жили в гостях по два - три дня и ходили на гулянья и "вечорки", на которых веселились, плясали и пели.
Гостевание на первой неделе поста также может быть рассмотрено, как отголосок Масленицы. В Череповецком у. Новгородской губ. первое воскресенье поста называлось "Хоровинным", так как в этот день было принято молодым принимать в гостях тещу, называемую на местном диалекте "хоровина". Зять приезжал за тещей на лошади, запряженной в сани, на обратном пути при проезде через деревни их встречали толпы кричащих местных мальчишек с грудами веников, которыми они начинали хлестать проезжающих, бросаясь при этом снегом. Дети, веселясь от души, не выясняли едут ли в санях зять с тещей и проделывали все это с любой аналогичной парой. Взрослые не останавливали разгулявшихся мальчишек, а только посмеивались, стоя около своих домов.