Неразменный рубль

Во многих местах были известны разные способы получения неразменного рубля. Желающий обзавестись таким рублем, должен был, держа в левой руке серебряную монету, на первое восклицание священника «Христос воскрес!» ответить: «Антмоз маго»; тогда монета, будто бы, приобретала чудодейственную силу возвращаться к своему хозяину и приносить ему те деньги, среди которых она находилась. По другим рассказам, для этой цели брали обыкновенный бумажный рубль и вечером, в то время, когда в церкви начинали читать «Деяния», его клали на каменку в бане, топящейся по-черному. Когда же наступало время крестного хода, владелец рубля отправлялся в церковь, захватив с собой рубль и предварительно обтерев им черную кошку. Стоя на паперти, ему следовало три раза в ответ на слова священника отвечать: «У меня неразменный рубль есть», — после чего рубль приобретал свойства неразменного.
В Западной Сибири, чтобы достать рубль, обладающий свойствами всегда возвращаться к своему владельцу, если хотя бы копейка от него сохранилась в кармане, стоило немало потрудиться. Прежде всего для этого надо было запастись черной кошкой. Это считалось не таким простым делом, так как, по мнению крестьян, нечистый имел обыкновение забирать к себе всех черных кошек сразу же после их появления на свет. Поэтому желающий заполучить неразменный рубль должен был следить за какой-нибудь беременной кошкой, и если у нее появлялся черный, без единого белого волоска, котенок, его надо было взять в руки, так как, если кошка побывала в руках человека, нечистый уже не сможет воспользоваться ею. В Христовскую заутреню с этой кошкой надо было пойти к церкви и, встав на паперти, дождаться, когда священник после обхода храма с крестным ходом вновь подойдет к церковным дверям и возгласит: «Христос Воскрес». В этот момент следовало трижды ответить ему: «У меня черная кошка есть». Тогда, по поверью крестьян, к обладателю кошки обязательно явился бы нечистый и начал требовать кошку, обещая за нее всякие блага. От всего предложенного надо отказаться и требовать только неразменный рубль. Получив желаемое, следовало как можно скорее уходить из церкви, запасшись зажженной пасхальной свечой. Последнюю нужно было нести бережно, чтобы она не погасла до дома и поставить ее в передний угол под стол, закрыть двери и окропить все святой водой. Эти предосторожности должны были защитить человека от нечистого, который непременно погнался бы, чтобы отнять рубль. Для того, чтобы дольше задержать нечистого, прежде, чем нести кошку в церковь, ее советовали перевязать веревкой со множеством крестообразных узлов, развязывая которые нечистый, упустил бы время, а обладатель рубля успел бы добежать до дома и принять меры.

Неразменный рубль можно было заполучить в пасхальную ночь и другим способом. Вместо того, чтобы идти в церковь, человек должен был отправиться в полночь на перекресток, захватив с собой ту же черную кошку или нитку с узлами. В народе верили, что в это время на перекрестках собираются черти и делят неразменный рубль. Поговаривали, что надо кинуть им кошку или нитку и, схватив рубль, бежать, не оглядываясь. Если черти успеют развязать узлы или разорвут кошку раньше, чем беглец скроется из виду, они его догонят, и тогда ему не поздоровится.

Считалось, что заполучивший неразменный рубль человек может им пользоваться только до тех пор, пока кто-либо не опознает этот рубль среди других денег. А узнать его считалось возможным по тому, что он всегда «шевелится», «имеет трепетание как живой». Чтобы рубль прекратил свое хождение по свету, не вернулся к хозяину и не увел за собой другие деньги, его надо было проткнуть иголкой или насадить на проволоку.