Египетские, Дионисийские, Эливсинские мистерии
Мысль о смерти неуклонно преследует человека на протяжении всей истории. Люди думают о ней, боятся и всячески пытаются познать ее, так как смерть своего рода мост между миром реальным и потусторонним.
Наверное, самым известным и распространенным культом у древних народов был куль плодородия, умирающей и воскресающей природы, который из языческих времен потом органично влился в известные христианские сюжеты и обряды. С этим культом у некоторых народов были связаны так называемые мистерии. Празднества с тайными ритуалами к которым старалось приобщиться как можно больше людей. Наиболее древними и более менее известными были египетские мистерии, посвященные умирающему и воскресающему богу Осирису. Расцвет культа этого бога относится примерно к 1800 г.д.н.э. В городе Абидос совершались особые празднества мистерии. Они были двух типов: первые были более публичные и представляли собой инсценировки фрагментов мифа об Осирисе. Вторые же были крайне засекреченными и закрытыми. Довольно скудные сведенья о них дают труды греческого историка Геродота (I в) и некоторые фрагменты «Текстов пирамид» записанных прямо на стенах гробниц примерно в 2500 г.д.н.э.
Известный миф рассказывает о том, что великий Осирис правил некогда Египтом очень справедливо и мудро. Он научил людей земледелию, ремеслам и поклонению богам. Все это время рядом с ним находилась его супруга и сестра Исида, а так же брат Сет, коварно строивший за спиной у Осириса план по его свержению. И вот в один прекрасный день, на пиру Сет придумал развлечение – всем гостям предлагалось ложиться в специально подготовленный шикарный гроб (тот был очень красивым и украшен множеством драгоценных камней). Тому кому гроб придется по размеру Сет обещал его подарить. Когда в гроб улегся Осирис Сет захлопнул крышку и бросил саркофаг в Нил. Осирис естественно погиб. Исида, узнав о случившемся, поспешила в Библ, забрать останки мужа из гроба, в надежде воскресить его, но Сет опередил ее. Он разрубил покойного на 14 частей и разбросал их по всему Египту Однако Исиде, безутешно горевавшей по мужу и брату, удалось отыскать куски и оживить Осириса. Это позволило ей чудесным образом зачать и родить сына Гора – защитника людей от зла и продолжателя дела отца. В дальнейшем Гор смог отомстить Сету и убить его. Именно сцены из этого мифа разыгрывали жрецы и первые, так называемые актеры перед публикой во время публичных мистерий. В конце этой части празднеств наступал кульминационный момент – подъем колонны Джед. Она была увенчана четырьмя капителями и перьями, которые аллегорически представляли Осириса. Сначала колонна лежала на земле, символизируя мертвого бога, а когда колонну устанавливали в вертикальное положение - это означало воскрешение. После этого торжественная процессия вносила ладью со статуей Осириса, пронося ее вокруг людей, а затем ее вновь уносили в храм. Там продолжались тайная часть мистерий, приобщения людей к высшим знаниям о жизни и смерти, о которой доподлинно ничего неизвестно. Кстати, публично разыгранные сцены мистерий из мифа об Осирисе считаются родоначальницами театральных представлений. Как известно, театр как мировое явление был создан в Греции. Греческие трагедии до сих пор являются классическими образцами этого жанра, а свое начало они взяли в тайных мистериях, которые их Египта были перенесены в древнюю Элладу.
Здесь было два широко известных культа умирающей и воскресающей природы. Один находился в Эливсине и был посвящен богине Деметре и ее дочери Персефоне. Празднества проходившие там известны как Эливсинские мистерии. Дионисийские мистерии, вторые по значению, не имели какого-то особого центра культа бога. Они проходили по всей Греции, на Крите, во Фракии.
Эливсинские мистерии считаются наиболее классическими. Хотя до сих пор не удалось полностью реконструировать все действия, которые проходили за закрытыми дверями храма. Примерно с 700-400 г.д.н.э. толпы пилигримов стекались со всей Греции в город Эливсин в начале сентября. В это время 10 дней подряд проходили празднества в честь богини плодородия Деметры.
Как и в египетских мистериях, праздник в Греции начинался красочным шествием. Процессия двигалась сначала из Эливсина в Афины, а потом обратно. На протяжении нескольких дней жрецами и мистами (посвященными в мистерии) разыгрывались сцены их жизни Деметры и ее дочери Персефоны. Наиболее известный миф о богинях изложен у Гомера «Гимн Деметре». Он рассказывает о том, как однажды Аид, бог загробного и подземного царства увидел юную Персефону, собирающую цветы, и влюбился в нее без памяти. Он стал просить руки дочери у Деметры, но так никак не хотела отдавать Персефону замуж за мрачного бога. Тогда Аид похитил девушку и скрыл ее под землей. Деметра девять дней скиталась по земле с заженными факелами, ища свою дочь. На десятый день, измученная и опечаленная потерей, она забрела в Эливсин, где ее приютил у себя царь Келей. Его дочери развеселили богиню, заставив забыть о горе. В благодарность за это Деметра стала кормилицей сына Клея. Она давала ему амброзию и закаляла в огне, чтобы тот стал бессмертным. Когда это увидел испугавшийся царь, ей пришлось раскрыть свою божественную личину. Тогда Келей решил воздвигнуть храм богини Деметре, которая напоследок, перед уходом научила царя проводить мистерии. Пока богиня горевала, земля перестала давать урожай и покрылась снегами. Повсеместно царил голод и разруха. Боги испугались, что все люди погибнут, и некому будет приносить жертвы богам. Они повелели, чтобы Аид вернул Персефону матери. Перед ее возвращением подземный бог заставил жену проглотить 3 гранатовых зернышка, как залог их любви. Из-за них Персефона была обязана в свое время вернуться к мужу в загробный мир. Теперь она две трети года проводила с Деметрой и тогда природа буйствовала, давала урожай, и одну треть Персефона проводила с Аидом. Тогда богиня мать была в горе и на земле царила зима.