Славянские руны: Венд-руны

Cлавянская школа рунического Искусства включала в себя несколько различных стилей, или подшкол, развивавшихся относительно независимо и в разной степени сохранившихся до наших дней в археологических памятниках и письменных источниках. В данной статье будем вести речь только о наиболее известном и распространенном стиле славянской школы — о вендских рунах.

Вэнд-руны

Вэнд-руны

В самом начале X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: «прежде убо словене не имеху гшсъмгкъ, ну чрътами и резами чыпеху и гапишху, погани суще...»

Слова Храбра комментировать не будем, но в качестве предисловия к теме о славянских рунах обратимся к вопросу о происхождении самого термина, означающего литеры рунического письма. Большинство современных исследователей склоняются к толкованию слова руна как производного от известной в германских языках основы run со значением «тайна», «говорить тайны» и т.д. Толкование это устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Мнение это совершенно справедливо, но... неполно.

В свое время — в конце XIX — начале XX веков, в расцвет европейских исследований по славянской рунике — делалось немало попыток связать слово «руна» с различными славянскими корнями. Так, пытался в свое время связать слово руна с серб, gromic «говорить» . Но против такого толкования равно выступали различные исследователи, находя его «сумасбродным». А вот против более позднего предположения Д. Жунковича (1918 год) ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии...

В связи с этим обратимся к работе А.Платова, посвященную славянской школе рунического Искусства.

«...В свое время мне довелось прийти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, почти независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун: именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть, укр. рилля «борозда». По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути — «резать» и существительное руна, означающее «прорез», «борозда», ...РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху и гапшаху древние славяне? Любопытно, что основагип/гап со значением «резать», «ранить» была известна и древним германцам, — и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJ А, переводимую как «Пронзающий», «Наносящий ранения», «Ранящий».

Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяносевероевропейской основы со значением «резать» (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение «тайна», «говорить в тишине» — вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун...»

Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия. Невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Рет-ры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные «особыми», негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были начертаны ими. Массуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки.

Ибн Фодлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной надписи, вырезанной на кусочке дерева (знаменитая Не-димовская надпись). В чешской песне «Суд Любуши», сохранившейся в списке IX века, упоминается дестей прав-додатпне — законы, записанные на деревянных досках некими письменами.

Список подобных свидетельств можно продолжать почти бесконечно, однако единственными прямыми свидетельствами могут, все-таки, служить лишь сами памятники рунического славянского письма. И таких памятников немало. Мы не можем позволить себе рассматривать все свидетельства такого рода в данном практическом курсе, однако некоторые из них, имеющие к курсу самое прямое отношение, будут упомянуты ниже.

Вендские руны использовались большинством балтийских славян как минимум в первых веках II тысячелетия н.э. Одними из самых известных примеров рунических памятников данной школы являются так называемые Микор жинские камни, обнарркенные в 1836 году в Познанской области (Польша). Эти камни (их три) несут изображения и рунические надписи, однозначный перевод которых остается до настоящего времени проблематичным.

Не менее знамениты в настоящее время и культовые предметы из славянского языческого храма в Ретре. Помимо надписей на Микоржинских камнях и рун на предметах из древнего храма в Ретре, сейчас известно довольно много других памятников вендского рунического письма: короткие надписи и отдельные знаки на камнях, надписи на ювелирных изделиях и т.д. Рунический ряд, использовавшийся западными славянами-вендами, несколько варьировался, что, однако, не мешает исследователям восстанавливать условно «обобщенный» вендский ряд рун. Реконструкция магических и мифологических соответствий славянских вендских рун была проделана А.В.Платовым, по соответствующей работе которого приводятся описания рун этого ряда.