20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Параскева
Параскева (Параскева Пятница, Прасковья Мучильница, Парасковья Временная, Христовым Страстям Причастница, Прасковея Грязниха (Грязнуха), Порошиха, Льняница, Трепальница, Параскева Сербская, Тырновская, Тырновка, Пятина, Петна, Паника) - народное название дней памяти святых Параскев, которых в русской православной традиции насчитывается четыре:

1) 20 марта / 2 апреля - римской мученицы, пострадавшей при Нероне с сестрами Фотиною Самарянынею и Кириакою;
2) 26 июля / 8 августа - Преподобномученицы Параскевы, родившейся в 138 году в деревне близ старого Рима. Ее родители - христиане Агафон и Полития соблюдали Божьи заповеди, за что Господь даровал им, не имевшим детей, дочь, которая родилась в пятницу, отчего и получила имя: Параскева. Она проповедывала православную веру и обратила многих язычников в христианство; вследствие чего евреи предъявили ей обвинение перед императором Антонином; последний подверг ее мучениям: Параскева была погружена в сосуд с кипящей смолой и олеем (елеем - оливковым маслом), от брызг которого Антонин ослеп, но молитва святой, вернув ему зрение, обратила его в христианскую веру. Еще дважды держала обет Параскева - перед Асклепием, осудившем ее на съедение дракону, и перед Тарасием, от меча которого и погибла в 161 году.
3) 14 / 27 октября - Преподобной Параскевы Сербской, которая была родом из Эпивата, близ Силистрии; прославилась святостью и подвигами в середине XI в. в Палестине, когда и был установлен день ее памяти. Ее мощи в 1238 г. перенесены в Тырново (отсюда частое название этой святой в народе - Тырновская или Тырновка); в 1641 г. в г. Яссы, а ныне находятся в Белграде.
4) 28 октября / 10 ноября - мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, родившейся в III в. в Иконии (южная Турция). В Житии сообщается, что ее богатые и благочестивые родители, особенно почитали день страданий Христовых - пятницу, соблюдали строгий пост, молились, раздавали нищим милостыню, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день Параскевою, что в переводе с греческого означает Пятница. Параскева, решив посвятить себя Богу и просвещению язычников, дала обет безбрачия и вела с юности аскетический образ жизни. При Диоклетиане, за исповедание православной веры, была приведена язычниками на суд к правителю области, который предлагал ей отречься от Христа и принести жертву языческому идолу, обещав взять ее себе в супруги. За отказ Параскеву Пятницу подвергли мучениям и истязаниям, после которых отсекли голову.

"Пятница - день крестной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны" (Веселовский А. Н. 1876. С. 366). Древние римляне посвящали день пятницы богине Венере, германцы - Фрее, славяне - св. Параскеве.

Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем (см. Николин день) и Богородицей (см. Рождество Богородицы). На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери. В народных представлениях, святая Параскева считалась покровительницей одноименного дня недели - пятницы (хотя празднование дня этой святой не всегда приходилось на этот день), поэтому все поверья, существующие в народе насчет пятницы, относились и к самой Параскеве.

Храмы во имя святой Параскевы исстари назывались Пятницами. Таким же образом именовались небольшие придорожные часовни на столбиках, кресты, а в древнее время - столбы с изображениями святой Пятницы, которые устанавливались на перекрестках и распутьях дорог и считались священными, около них происходили проводы в дальнюю дорогу, встречи из дальних странствий; здесь же девушки молились о хороших женихах. Сами перекрестки тоже носили названия пятниц. Пятницами же назывались и скульптурные деревянные резные изображения святых Параскевы и Николая Угодника (см. Николин день), часто раскрашенные, которые "ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом" (Святский Д.О. 1908. С. 22). Иконы св. Параскевы особенно почитались и украшались вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами, монистами и другими подвесками. На иконах Параскева изображалась суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове; часто в паре с преподобной мученицей Анастасией Римляныней (в народной интерпретации Анастасией-овечницей - 29 октября / 11 ноября). Иконы св. Параскевы хранились в церквях, откуда выносились на крестные ходы; а также во многих крестьянских избах, охраняя семейное благополучие.

В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют "долговязая пятница") с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день (ср. на Украине Пятницу причисляли к русалкам, а в украинском обряде ее изображала простоволосая женщина, которую водили по деревням).

С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название "бабьего" или "женского" праздника ("Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей").

В народных легендах Параскева Пятница предстает повивальной бабкой - "простой бабой, которая занималась повоем" ("повой" - помощь женщине при родах; "повивать" - принимать младенца). Так, в легенде Меленковского у. Владимирской губ. видно, за что чтут и как объясняют святость Параскевы женщины-крестьянки: к лежащим на печи Параскеве с мужем зашел ночью в избу парень и пригласил Параскеву на повой. Далее сообщается, что ребенка Параскева принимала в бане у девки, которая жила с чертями. Св. Параскеве Пятнице удается с помощью креста и молитвы отнять новорожденого у чертей. Черти, не смирившись с потерей ребенка, смутили нечистивого царя, который стал уговаривать Параскеву отречься от христианской веры. Параскева отказалась и царь в пятницу казнил ее - отрубил голову. Поэтому и зовется мученица Параскева Пятницей.

Параскеву, наряду с Покровом Богородицы, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга. Параскеву также просили о замужестве: "Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее"; "Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!" (архангельск.); "Девята Пятница - Прасковья, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее" (вятск.). В день св. Параскевы девушки гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова. Происходило органичное соединение образов Параскевы и Богородицы, что отразилось в фольклорном материале, где в духовном стихе о милостивой жене дева Мария именовалась и Богородицей и Пятницей:
"Стояла милослива жена да милосердна
Во край пути да край дорози.
Во сне ей и Пятница явилась,
Сама пресвятая Богородица…"
(олонецк.; Чичеров В.И. 1957. С. 41).

В народных представлениях Пятница и Богородица - защитницы женщин, распорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий.

Слившийся образ Пятницы - Богородицы имеет языческие корни, в его основе лежат представления о божестве в женском облике. Недаром проводится параллель между почитанием Параскевы Пятницы и культом Мокоши (богиня восточнославянской мифологии, женское божество древнерусского пантеона, которая в народных представлениях была женщиной с большой головой и длинными руками - см. Успенский Б.А. 1982. С. 134-138). Святая Параскева видится естественным продолжением Мокоши после принятия православия.

Первоначальный образ языческого божества Мокоши был унаследован "земледельческой Богоматерью - Пятницей" и соединил в себе черты христианских святых, считавшихся покровительницами женщин. Так, с Параскевой Пятницей - Богородицей слился образ преподобной Параскевы (14/27 октября) - Параскевы Грязнихи, получившей свое название в народе от грязи на дорогах в середине октября ("На Грязнуху не бывает сухо"; "На грязнуху большая грязь - четыре седмицы до зимы"; "Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь"); образ Анастасии Узорешительницы (22 декабря / 4 января); св. Екатерины (24 ноября / 7 декабря); Варвары (4/21 декабря); день зачатия св. Анны (9 / 22 декабря). Все они считались покровительницами беременных женщин, им молились "ходящие на сносях", чтобы "роды были легкие"; "от трудного рождения жен"; к Варваре обращались - "Варвара, Христова мученица, распростай, Господи"; день св. Анны считался обетным праздником беременных. К образу

Богоматери - Пятницы можно отнести праздники иконы осенней Казанской Богоматери (22 октября /4 ноября) и Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря; см. Введение).

Культ Пятницы соотносился также с почитанием Николы (см. Николин день) и Недели/воскресенья (почитание последней отразилось в русском культе св. Анастасии). Часто св. Параскева наделялась функциями Доли (в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством), сообщая человеку, как ему лучше поступить для более благополучной жизни, или сама соединялась в народных представлениях с Долей.

Кроме функции покровительницы браков и Доли, Параскева Пятница считалась покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения, а также прях (здесь она тоже заимствовала себе дело Мокоши, прядущей по ночам в избе; по поверьям, не разрешалось оставлять кудель открытой, а "то Мокша опрядет"). Отсюда и название св. Параскевы Льняницею. ("На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен"; "Мни и толки льны с Грязнихи"). Параскеве Пятнице приносилась жертва - в колодец бросали кудель; назывался обряд "мокрида", который также как и имя Мокоши, имел общий корень со словами "мокрый", "мокнуть" или "mokus" - прядение. В канун Параскевы-льняницы приготовляли обтрепанную первину (первинку) льна, которую посвящали этой угоднице, приносили для освящения в церковь, затем прикрепляли к образу св. Параскевы. В этот день устраивались "льняные смотрины" - женщины выносили вытрепанный лен-первак на улицу, демонстрировали друг другу, хвалясь своей работой. Девушки стремились показать свое "льняное искусство" парням и будущим свекровям.

По древним верованиям, св. Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. Земля связывалась с образом Параскевы, также как и образ Богородицы (см. Рождество Богородицы). Существовало поверье, что в пятницу, "матушку Прасковью", грехом было "тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение" (Ушаков Д. 1896. С. 200). К св. Параскеве обращались при начале жатвы, когда одна из старух с "легкой рукой" выходила ночью в поле, сжинала первый сноп, связывала, три раза клала на землю, приговаривая: "Пятница - Параскева - матушка. Пошли рабам божиим, без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и полудницы, еретика и еретицы" (калужск.; Львовский Л. 1902. С. 198). В день памяти св. Параскевы в церковь приносили для освящения разнообразные плоды и зерно, которые потом хранились крестьянами в домах, как священные предметы, до следующего года. Кроме того, Параскева Пятница молилась о защите от коровьей смерти, о сохранении скота от падежа, при этом "приносили кисель в гробу".

В народе верили, что св. мученица Параскева исцеляет людей от тяжелых душевных и телесных недугов: "от дьявольского или нечистого наваждения"; "от корчей и трясучек" (кубанск.); при лихорадке, зубной или головной боли и т.д. В честь св. Параскевы составляли специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя, таким образом, от разных болезней; нередко подобные "молитвы" привязывались к голове для исцеления от головной боли; чтобы освободиться от нечистого духа ставились свечи перед иконою св. Параскевы Пятницы. По поверью, целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы, поэтому их сохраняли весь год и использовали в случае болезни: травы варили, а их отвар давали пить больным. В Ильинскую пятницу и в день св. Параскевы исполнялся обычай "пронимания" (протаскивания) больных через распиленные и расщепленные деревья - с развилкой ветвей или "воротцами", образованными вросшим обратно в ствол суком, с целью исцеления (см. Щепанская Т.Б. 1999. С. 149 - 190); при этом к таким деревьям приносился образ Параскевы Пятницы и совершались "молебные пения" (Пошехонский у., Ярославская губ.).

Святая Параскева считалась покровительницей воды: "вода земли /земная влага/ и Параскева тождественны". Об этом говорят бытующие в народе предания об иконах Параскевы Пятницы, "явленных" на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При подобных источниках и колодцах, называемых в народе "пятницкими" или "Пятницами", вешались иконы св. Параскевы, ставились часовни и кресты. К таким святым местам в Девятую, Ильинскую пятницу и день св. Параскевы совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от всевозможных болезней; существует множество народных легенд о чудесах исцеления больных. Водой мыли больные места, обливались, брали с собой в бутылках, чтобы использовать в течение всего года, так как вода из пятницких источников не цвела и не портилась. Заболевший человек "завечался" "на пятницу" - обещал сходить к источнику св. Параскевы и оставить какой-нибудь "завет" - жертвенное приношение св. Параскеве; наиболее распространенными "заветами" были деньги (их бросали в источник), предметы одежды - рубахи, платки, носки (чаще всего, приносились вещи с заболевшей части тела), полотенца: "…серебрятся на дне колодца серебристые гривенники и пятиалтынные /…/, передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенце на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденные готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) (Угоднице на чуловки!" "Матушке - Пятнице на передничек!" - кричат в таких случаях бабы). (Максимов С.В. 1994. С. 194). Считалось, что принесенный "завет" "дойдет до Параскевы" и она поможет выздоровлению. Людей, небрежно относящихся к ключикам, постигало несчастье.

Покровительствовала св. Параскева и торговле. Принято было праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другою в продолжении девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торги и ярмарки. Так, в Звенигородском у. Московской губ. ярмарка носила название Берендеева пятница.

В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать ее и относились с должным почтением. Существовало поверье, что св. Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Некоторых подвергает наказанию, а иных награждает и милует. Так, в одной из легенд, человек встретил в пути Параскеву Пятницу и угостил ее, а она посулила ему "богатую девушку-сиротку и сто лет веку". Далее говорится о том, что человек дважды просил Параскеву продлить ему срок жизни, так как умирать ему не хотелось. По прошествии третьей сотни лет, ему надоело жить, он состарился - "по всему телу мох вырос" и он согласился на смерть. Параскева, рассердившись на такое поведение мужика, сначала показала ему два хороших места, где он остался бы после смерти, если бы умер раньше, затем привела старика в третье место, открыла дверь и толкнула его прямо в ад, проговорив: "…в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?" (Некрылова А.Ф. 1991. С. 383).

Само название Пятницы указывало на тот день недели, в который следует почитать св. Параскеву. Поэтому в течение года праздновали не только день св. Параскевы, а почитали также "временные" или "именные" пятницы, т.е. те, которые отмечались перед главными годовыми праздниками, перечисленные в известном апокрифическом "Сказании о 12 пятницах, в году бываемых, в кои должно всякому православному христианину от греха блюстися и постися", ранние списки которого относятся к XIII - XV вв. Это сказание особо почиталось наравне со "Сном Богородицы", "Хождением Богородицы по мукам", сказаниями о холере, о двунадесяти лихорадках. Из двух первоначально существовавших редакций статей "Сказания о 12 пятницах", первая была внесена в легенду о прении Элевферия с Тарасием, и потому носит название Элевферьевской. Второй вариант перечисления 12 пятниц, получивший название "Поучение иже во святых отца нашего Климента папы Рымского о двунадесятницах", больше известен в русской традиции, сюда можно отнести и народные пересказы этого мотива в русских духовных стихах. Соблюдение перечисленных в "Поучении" пятниц посвящалось св. Параскеве, они носили название "временных", так как каждая почиталась в определенное время: 1-я пятница - в первую неделю Великого поста; 2-я - перед Благовещеньем; 3-я - на Страстной неделе; 4-я - перед Вознесением; 5-я - перед Троицей; 6-я - перед Рождеством Иоанна Предтечи (см. Иван Купала); 7-я - перед Ильиным днем; 8-я - перед Успением Богородицы; 9-я - перед днем Кузьмы и Демьяна; 10-я - перед днем Архангела Михаила; 11-я - перед Рождеством Христовым; 12-я - перед Богоявлением (см. Крещение). Также их называли "именными", т.е. имевшими определенные названия: Успенская, Рождественская, Ильинская ("грозовая") и т.д.

Русские редакции Климентовского сказания отличались тем, что кроме распределения пятниц по главным годовым праздникам, каждая из этих пятниц имела особое преимущество, которое обещалось верующему человеку в случае ее соблюдения. Эти преимущества - "благодати" - либо связывались с событиями из ветхозаветной истории, либо заимствовались из области народных примет и верований. Так, первая мартовская пятница соединялась с памятью об убийстве Авеля, отсюда обещание верующим о защите от напрасного убийства, от запойной или внезапной смерти; соблюдение Ильинской пятницы гарантировало спасение от огня, пламени и грома (см. Ильин день) и т.д.

В заключении "Поучения св. Климента" говорится:
"Кто эти пятницы почтет постом - молитвами,
Земными низкими поклонами,
Тот человече во Христа имя записан будет /…/
Кто эти пятницы не станет постить
И постом, и молитвами,
Ежели вове те пятницы
Муж жене приближен будет,
Зародится от них детище недоброе,
Либо вор, либо плут, либо пьяница,
Клеветник, еретник или душам пагубник".
(Веселовский А.Н. 1876. С. 353 - 354).

Пятницы, упоминаемые в "Сказании о 12 пятницах", по народным представлениям, это живые существа, к которым обращались с молитвой и прошениями. Народное воображение рисует их в виде девушек, причем "Десятая пятница" считается среди них старшей, вместе с "Девятой пятницей" она доносит до Бога молитвы людей раньше остальных "пятниц", так как по убеждению крестьян стоит ближе к Богу, святым угодникам и Богородице. Об одушевлении пятниц говорит народная легенда о трех святых женщинах - Среде, Пятнице и Субботе, которые видели страсти Господни и поведали об этих страстях миру.

Кроме "временных" пятниц отмечали "обетные", когда в случае произошедших несчастий - падежа скота, неурожая хлеба, тяжелых болезней, стихийных бедствий, пожаров давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Так, в одной из деревень Московской губ. принято было не работать в Ильинскую пятницу, но в одно из дождливых лет в эту пятницу выдалась сухая и солнечная погода, и весь мир принял решение нарушить запрет о нерабочем дне; но как только стали косить и убирать сено с луга, поднялся вихрь и целые стога сена понесло с возов в Москву-реку; с тех пор чтут в этой деревне Ильинскую пятницу как праздник и никогда не работают. Таких пятниц соблюдают девять: Обжорная (на третьей неделе Великого поста); Страстная; Спасовая; Временная (при совпадении дня Параскевы с пятницей; об этой пятнице существует легенда, в которой говорится о глупой бабе, приехавшей на ярмарку купить образ Временной Пятницы. Вместо него разносчик показал ей образ св. Егория Храброго. В ответ на удивление, что Пятница изображена на коне, слышит объяснение: "Экая ты, баба, дура! Оттого она и называется Временною, что иной раз пешком ходит, а временем на коне ездит" (Некрылова А.Ф. 1991. С. 384); Разгульная (в эту пятницу происходит угощение молодыми зятьями тещи и тестя за непорочность невесты киселем с маслом); Молебная; Кающаяся; Праздничная (в день св. Параскевы); Девятая (на первой неделе Петрова поста).

Также соблюдался строгий пост и воздержание во время всех пятниц ("все 52 пятницы важны"). В духовном стихе говорится:
"Во пустыне святой труженик трудился,
Не владал он ни рукою, ни ногою.
Во сне ему Пятница явилась,
Крестом она его окрещала,
Свечой она его осветила,
Гласом она его оглашала:
"Ты встань, раби Божий, подымися,
Ты встань, раби, Богу помолися.
Поди, раби, по всему свету,
Прославь, раби, всему миру,
Чтобы в неделе по три дня поминали,
А пятницу, среду почитали,
В воскресный бы день не работали,
Во пятницу пыли не пылили,
А в середу золы б не золили,
К обедне, к заутрене ходили,
Усердно бы Богу помолились".
(Голубиная книга. 1991. С. 209).

Чтобы не разгневать св. Параскеву Пятницу необходимо было в день ее памяти и в другие пятницы соблюдать определенные обычаи и не нарушать запретов. Об этом свидетельствовал еще в XVI в. Стоглав: "…является святая Пятница и святая Настасья и велит им заповедати христианам канон; они же заповедают христианам, в среду и в пятницу, ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати, а иные заповедают богомерзкие дела творити..." (Чичеров В.И. 1957. С. 58). В русских духовных стихах о страшном суде говорится, что соблюдение среды и пятницы отворит райские двери, а пренебрежение к ней уготовит адские муки. В эти дни запрещалось работать: по пятницам "работы не работати, дела не делати никакого чернаго; ни угодья, ни белки, ни лесоважи, ни рыбы ловить, ни ягод, ни губней не носити" (Веселовский А.Н. 1876. С. 355). Не разрешалось: прясть, ткать - "а то у Параскевы Пятницы засорятся глаза" ("В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель" - Воронежская губ.; "Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью" ("кострыкой глаза запорашивает"); "Не прясть в пяток, потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать"); пахать ("По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут"); боронить, стирать, "золить" белье (т.е. мыть его с золой или щелоком) - "а то на том свете будет Пятница гоняться"; выносить золу из печи, чистить трубы ("трусить сажу"); печь хлеб; мести сор из избы ("пылить"); мыть полы - "иначе после смерти будешь в помоях ворочаться"; смеяться ("кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать"); купаться и купать детей, чтобы "ребенок не сохнул"; если ребенка все-таки искупали в пятницу, то для того, чтобы он не заболел и на него не напал "сушец", прибегают к следующему обряду: мать отдает своего ребенка посторонней женщине, та подходит с ним к окну и продает его за грош матери; мать, взяв своего ребенка через окно, платит деньги. Этот грош, получившая его женщина должна истратить в пользу св. Параскевы Пятницы. В этом обряде продажа и выкуп ребенка делает его "чужим", "новым", "вновь купленным", что снимает с него кару за купание в недозволенный день.

В случае непочитания дня Параскевы Пятницы, она сурово карает ослушавшихся - сдирает кожу с женщин, которые ткали полотно в пятницу и вешает ее на станок; на обеих руках скручивает пряхам пальцы, покрывает заусенцами, не приходит на помощь роженице, если та не соблюдала заповедей Параскевы; отнимает зрение (но: может вернуть здоровье, избавить от смерти, если человек принесет ей извинения и помолится у иконы св. Параскевы, в противном случае его ожидает несчастье). Параскева подбрасывает в окно женщине веретено, прядущей накануне пятницы, и одобряет ее, если женщина выбрасывает веретено обратно в окно. В поверьях и легендах Параскева предстает не только как защитница женщин, но и как суровая властительница, не допускающая нарушения установленных правил. Так, в легенде Ярославской губ. говорится о женщине, хорошей работнице, которая не почитала пятницу и работала в этот день. Далее говорится о том, что к ней пришла "страшная и безобразная, растрепанная" женщина "в лохмотьях и в грязи" с укором к хозяйке: "Вот ты, женщина негодная, как ты меня обрядила. Прежде я в светлых ризах ходила, да в цветах, да в золотом одеянии, а твое непочтение вот до какой одежи меня довело". Догадавшись, что к ней пришла сама Параскева, женщина начала просить прощения, но Пятница не простила ее, взяла железную спицу, которой привязывают кудель льна к копылу, и истыкала последнюю до полусмерти. Утром женщину с трудом привели в чувство; после этого случая она перестала работать по пятницам - стала соблюдать праздничный день.

Распространенным был рассказ о том, как в наказание Параскева Пятница превратила непочтительную женщину в лягушку; с тех пор лягушки и появились на земле.

В народе сложилось двоякое отношение к пятнице; во-первых, как к несчастливому дню (любое дело в пятницу не принесет удачи; все начатое в пятницу не будет спориться, будет "пятиться" ("От Пятницы под пятиться"): курицу на яйца не сажают, так как цыплята жить не будут; из ребенка, зачатого в этот день, "выйдет детище недоброе" и т.д.); во-вторых, как к легкому дню, освященному постом и молитвами ("Вторник да пятница легкие дни").