16 апреля
День Никиты - пробуждение «водяного дедушки» - ледоход.
В день св. Агафии освящают в церкви хлеб и вешают на рога коровам, чтобы лучше доили. Рыбаки «угощали» водяного, утопляя чужую лошадь: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью».
Оживление весны (с 16 апреля по 6 мая). Средний срок зацветания серой ольхи. Ранний срок цветения вяза. Разворачиваются почки у малины. «Коли на Никиту лед на реке не прошел, то лов рыбы будет плохой».
17 апреля
День Иосифа Песнопевца. Иосиф Песнопевец.
День назван в честь святого, но совпадает по временем прилета и расселения сверчков, поэтому в народе говорят: «Как запел сверчок - пора пахать под рожь».
18 апреля
Федул. Пришёл Федул - тепляк подул. На Федула растворяй оконницу. Освобождаются окна от двойных рам.
19 апреля
Евтихий. День Евтихия Тихого. День Еремы Пролетного.
«На Евтихия день тихий - к урожаю ранних яровых». «Ерема пролетный ярится, ветром грозится, - хоть не сей рано яровины, семян не соберешь».
20 апреля
День Акулины.
Если на Акулину дождь, то яровые будут плохие, а калина уродится хорошая. «Хороша калина - плоха яровина».
21апреля
Родион-ревучие воды, ледолом.
«День Руфа - земля рухнет». «На святого Руфа путь рушится». «На Родивона уставь соху, паши под овес». Овес сеять хоть в воду, да в пору, а рожь - обожди часок, да посей в песок. «Топчи овес в грязь, так и будешь князь». «Хоть грязь топчи, а овес мечи». «Хоть грязь топчи. А овес мечи». «Лягушка с голосом - сей овес».
По старинному поверью в этот день солнце встречается с месяцем, что означается солнечным, светлым днем. Это значит будет хорошее лето. «Худая встреча» - пасмурный день, ненастье - плохое лето.
По лесному календарю Бианки с 21 апреля по 20 мая - «Месяц возвращения перелетных птиц на родину» - второй месяц весны.
23 апреля
День Терентия. Терентьев день. День солнцезахода.
В этот день наблюдали за солнцем. «Если солнце взойдет красное в туманной дымке - год будет хлебородный. Если выкатится из-за гор-горы, что на ладони, - придется перепахивать озимое поле да засевать яровиной».
24апреля
Антип. Антип воду распустил. На Антипа воды не вскрылись - лето плохим простоит.
«Половодье Антипа в овражке топит». Если на Антипа воды не вскрылись - лето будет плохое.
Существовало великое множество заговоров-заклинаний от зубной боли. У каждого знахаря свои, только ему известные.
Одни читали так: "Месяц в небе, медведь в лесу, камень в поле. Все вы - три брата. Как сойдутся в чистом поле гулять, тогда только у раба Божьего (имя), молитвенного и крещеного, начнут зубы играть. Тьфу, тьфу, тьфу!".
Другие заговаривали по-своему: "Ты, мисяцю молодый! Пытай ты мертвых и живых: у мертвого зубы не болять? У мертвого зубы николы не болять, кости задубилы, зубы занимилы. Даруй, Господи, чтоб у мены, раба Божьего (имя), зубы занимилы, николы не болилы". Третьи брали небольшую кисть красной рябины, водили ею вокруг больных зубов по часовой стрелке и три зари читали: "Рябина, рябина, по веку тебя не есть, уничтожь мою болезнь!" После этого надо было эту рябину выбросить и больше ее никогда не есть.
А если надо было вырвать зуб, то считалось, что его можно вырвать только в понедельник, если хочешь избежать беды, потому что понедельник - день ведьм и русалок, когда им в жертву приносили зуб. Но не каждому дано было вылечивать болезни заговорами; больше всего это удавалось тем, кто рожден в семье первым и особенно последним.
25 апреля
Василий Парийский - землю парит.
26 апреля
День Фомаиды. День Финаиды.
Она считается укротительницей блудных страстей.
27апреля
Мартын-лисогон.
На Мартына-лисогона на лисиц нападает куриная слепота. Страдали и люди куриною слепотой. Излечить ее можно было так. Страдающий куриною слепотою шел на перекресток, садился на землю и притворялся, будто что-то ищет. На вопрос прохожего: "Что ищешь?", Отвечал: "Что найду, то тебе отдам!". При этих словах больной утирал глаза рукою и махал на любопытного - болезнь должна была перейти на него.
28 апреля
Пуд, доставай пчёл из под пуда (на севере и востоке достают улья).
«На день святого Пуда доставай пчел из-под спуда».
29 апреля
Ирина-урви берега, разрой берега, заиграй овражки.
Названия «Урви берега», «Разрой берега» происходят из того факта, что при весенних стоках воды происходят обрывы речных берегов, оползни. Половодье «разворачивает» берега рек. Полая вода подмывает берега.
30 апреля
Зосима-пчельник.
Зосима и Савватий считаются в народе хранителями, покровителями пчел, заступниками пчеловодов; покровителями пчеловодства. «Расставляй улья на пчельнике». Расставляли ульи на пчельнике. Чтоб пчелиный рой не разлетался, брали пчелу, сажали в улей и приговаривали: "Беру я пчелу, сажаю в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко. Сажают тебя и укрощают". «Рой родится - Зосима-Савватий веселится». «Без бога ни до порога, а без Зосима-Савватия - ни до улья».
К заступничеству Зосимы часто в народе прибегают при болезнях.
30 апреля - 5 мая - первое кукование кукушки.